«Оля, мне все врут. Давай договоримся, что ты будешь говорить мне только правду» — как-то сказал один мой начальник, преподнеся ценный карьерный урок.
⠀
Руководители окутаны враньем. В иерархических культурах в России и даже на Западе актуален принцип «ты начальник, я дурак». Руководитель «умнее», «лучше знает», а поэтому попридержу-ка я свое мнение. Вдруг рассердится, как бы чего не вышло.
⠀
И происходит глупая ситуация, которая по-английски называется elephant in the room. Все знают, что слон в комнате, но делают вид, что его нет. И происходят ошибки в бизнесе, поскольку принятие решений завязано на одного человека. А он всего лишь человек и может ошибаться.
⠀
Поэтому ключевое проявление лидерства — умение говорить правду, не боясь осуждения или негативных последствий для карьеры. Высказывать то, о чем как рыбы молчат остальные. Люди, которые умеют это грамотно делать, в большей безопасности, чем молчуны, поскольку часто становятся советниками, «правой рукой» лиц, принимающих решения.
⠀
Как грамотно спорить?
Отделить свое несогласие по теме от перехода на критику личности и подрыв авторитета.
⠀
Сравните два варианта:
— Давайте откроем 5 новых магазинов
❌
— Это плохая идея (= «предложение — полное Г и ты — дурак»)
✅
— Интересная мысль, такой вариант логично вытекает из других наших инициатив. Но меня смущает несколько моментов — удобно тебе будет сейчас это обсудить?
⠀
Особенность спора заключается в том, что лишь часть его а происходит на уровне фактов. Но есть еще и второй уровень — этический, и в бизнесе он часто вращается вокруг понятия власти. Донести руководителю его неправоту — значит спорить с ним на уровне фактов, не подрывая его авторитет в целом. Потому что если авторитет будет подорван, то, как бы вы ни были правы по факту, услышаны вы не будете. И увольняют обычно как раз за это, а не за сам факт несогласия. Просто, увы, не все умеют спорить уважительно, помогая оппоненту сохранить лицо.
⠀
Если вы работаете в демократичной современной компании, замените слово «авторитет» на «достоинство», и смысл будет тот же. И замените слово «руководитель» на «человек», и увидите что вообще-то это универсальный принцип 🙂
Слетала в Россию и снова убедилась: для меня эти поездки…
Однажды моя знакомая пожаловалась, как неудачно слетала в отпуск. Проблема…
В прошлом посте рассказала, что и почему мешает работодателям позитивно…
Недавно в Instagram я разбирала фильм «Стажер», где 70-летний герой…
В начале года каждый человек уверен, что этот год точно…
Работать нужно не 24 часа, а головой. Но…
Победы важны не только сами по себе —…
Как только происходит что-то непривычное, нестабильное или просто…